Брендинг

Организация службы маркетинга в компании

«Организация службы маркетинга в компании» — блиц-опрос от журнала «Маркетинг и реклама»

Тема февральского номера МиР года определена как:

«Организация службы маркетинга в компании».

Естественно, что редакция обращается к ведущим украинским экспертам для выяснения их позиций по данной проблеме.

Итак, вопросы «блица» на этот раз таковы:

1. Что мы вообще будем понимать под термином «организация службы маркетинга в компании»? Не удивляйтесь! На самом деле, существуют разные подходы!

2. Какое место в компании, на Ваш взгляд, должна занимать организация службы маркетинга в компании? Какие основные функции она должна выполнять?

3. Каков характер взаимоотношений с другими структурными подразделениями в компании должен быть, по-вашему, у службы маркетинга?

4. Есть ли заметные изменения на данный момент в понимании роли службы маркетинга в компании? Изменилось ли отношение к ней со стороны большинства руководителей компании?

5. Можете ли Вы назвать примеры идеальной, по Вашему мнению, организации службы маркетинга в компании?

Все ответы будут опубликованы в журнале «Маркетинг и реклама» №2_2020.  

Тезисы из статьи

Организация службы маркетинга — это в первую очередь переориентация менеджмента предприятия на маркетинговый подход

Что означает такой маркетинговый подход

Такой подход предполагает:

  • Создание отдела или департамента маркетинга как полноценного структурного подразделения компании.
  • Обеспечение связи маркетинга со всеми другими подразделениями предприятия.

Какие вопросы надо решить

Организация службы маркетинга это решение следующих вопросов:

  1. Подбор кадров соответствующих направлений маркетинга.
  2. Выбор оптимальной структуры службы маркетинга, исходя из структуры предприятия и его целей.
  3. Создание условий для работы специалистов.
  4. Обеспечение комфортного взаимодействия специалистов с работниками других подразделений. Здесь важна доступность необходимой информации.
  5. Оптимальное распределение работы среди специалистов внутри службы.
  6. Наработка методик для работы службы маркетинга.

Подходы маркетинга

Обычно выделяют четыре разновидности ориентаций при формировании структур маркетинговой службы:

  • товарная;
  • функциональная;
  • региональная;
  • сегментная.

Взаимосвязь маркетинга со структурой предприятия

Структура маркетинга должна совпадать со структурой предприятия. Структура формируется под направленность и географию рынка.

На предприятии организация службы маркетинга должна иметь одну из главных функций, в процессе осуществления которой происходит объединение ресурсов предприятия для достижения основных целей.

Основные функции

  1. Исследование рыночной ситуации предприятия (рынки, товары, цены, покупатели, товародвижение, конкуренты).
  2. Исследование имиджа ТМ предприятия на рынке покупателей, продавцов, др.
  3. Выдвижение и анализ предложений по улучшению ситуации.
  4. Разработка стратегического плана.
  5. Разработка тактического плана.
  6. Анализ маркетинговой деятельности и, возможно, переход к п. 1. и далее (процесс никогда не заканчивается).

Служба маркетинга не является отдельным функциональным подразделением. Любое управленческое решение должно быть связано с маркетинговой концепцией, принятой на предприятии, что обеспечит выполнение основной функции любого предприятия: уверенного присутствия на рынке.

Для разработки маркетинговой концепции должна быть налажена связь со всеми другими подразделениями, в том числе такими, как финансы, производство и кадры.

Отношение к службе маркетинга зависит от целей, которые ставит перед собой компания, от конкурентного преимущества на рынке и от уровня издержек, от восприятия бренда предприятия маркетинговой средой.

Наличие и позиционирование бренда предприятия

Также важно наличие лояльных потребителей и то, каково восприятие бренда работодателя компании. Ситуация на рынке не становится благоприятнее по этим показателям. Маркетинг должен показать свое влияние на эти процессы. Тогда отношение со стороны руководителей становится более лояльным.

Такая ситуация в маркетинге производственных пред приятий, учебных заведений, медицинских клиник, государственных предприятий, различных фондов и др.

Из опыта работы в маркетинге

Описание проекта

Пример идеальной модели службы маркетинга — ООО «ДК «Биларт».

Это управляющая компания, в портфеле которой было несколько строительных проектов (жилищные комплексы, торговые центры и гостиница).

В качестве кого я участвовала

От начала и до конца проектов я директором департамента маркетинга, рекламы и продаж.

Структура компании

Структура компании состояла из нескольких департаментов

  • департамент маркетинга
  • рекламы
  • продаж

Функциональные обязанности

Директору департамента подчинялись маркетолог, рекламщик и менеджер по продажам. Сам директор — напрямую генеральному директору.

Структура департамента маркетинга полностью повторяла структуру компании как управляющей, беря на себя разработку стратегии, концепции и т. д. и воплощая проект через подрядчиков.

Разработка концепции объекта департаментом маркетинга после принятия решения о целесообразности.

Принятие решений

Утверждение концепции шло советом директоров всех департаментов.

Проект осуществлялся через систему управления проектами Project, и все ключевые документы всех департаментов согласовывались.

Маркетинговая стратегия, стратегия продаж и другие ключевые документы разрабатывались по скриптам.

Работа с подрядчиками

Полевые маркетинговые исследования заказывались у подрядчика по утвержденным техническим заданиям. Разработка бренда объекта также отдавалась подрядчику. Выбор подрядчика шел через тендер по разработанному скрипту.

Так же проводились и рекламные кампании. Отдел продаж разрабатывал схему продаж и сетку цен в зависимости от этапов строительства.

Почему это идеально

Было налажено идеальное взаимодействие со всеми структурными подразделениями компании, внутри департамента. Очень важною была привязка через Project к результатам и вкладу каждого департамента и каждого работника.

Загрузка каждого участника проекта фиксировалась. Это важно отслеживать при занятости в нескольких параллельных проектах.

Как результат — успешные проекты, сданные в срок в срок.

Одним из примеров может быть жилищный комплекс «Император» в Ливадии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *